Святой покровитель земли Усть-Лабинской

Церковь Христова стоит на крови мучеников. Глубинный смысл этой короткой фразы становится ясен при попытке дать определение понятию «мученик». Мученик за Христа – человек, погибший не случайно, а именно сознательно сделавший выбор между жизнью и смертью. Перед каждым мучеником стоял выбор: остаться живым, отрекшись от Христа, или принять насильственную смерть, но остаться со Христом. Выбрать второе возможно только в том случае, когда ты ЗНАЕШЬ Христа. Лично, душой и сердцем настолько знаешь Бога, настолько веруешь в Него, что Он для тебя дороже твоей жизни.

11 марта (24 февраля по старому стилю) в 1918 году был зверски замучен и расстрелян священник казачьей Свято-Никольской церкви станицы Усть-Лабинской, иерей Михаил Лисицын. Почти через сто лет, в мае 2017 года, по ходатайству Патриаршей комиссии по канонизации святых Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя этого человека в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Событию этому предшествовали многолетние труды усть-лабинских историков-краеведов, священнослужителей, сотрудников отдела по канонизации святых Екатеринодарской епархии и комиссии по канонизации святых Армавирской епархии – информацию об отце Михаиле собирали по крупицам. Материалы, посвященные данной теме, мы публиковали в номерах «Сельской нови» от 21 января и 27 мая 2017 года.

О том, какое значение для Усть-Лабинска представляет собой факт канонизации священника, принявшего мученическую смерть на нашей земле, мы говорим со штатным клириком храма Преподобного Сергия Радонежского, иереем Арсением Рощиным.

— Днем памяти отца Михаила была избрана дата его кончины. – рассказывает отец Арсений. – Поэтому теперь ежегодно 11 марта в Усть-Лабинске обязательно совершается богослужение и молитвенная память о единственном священномученике, жизнь которого стала частью истории нашего города. Вкратце напомню, какой жизненный путь был пройден этим святым.

Михаил Лисицын родился в 1862 году в Рязанской губернии, в семье священника. В 14 лет поступил в Рязанское духовное училище, затем – в Рязанскую духовную семинарию, начал работать учителем в одной из сельских школ. Вступив в брак в возрасте 22 лет, он принял священный сан и служил в храме Пресвятой Троицы села Катино. Состояние здоровья жены стало причиной, по которой Лисицыны переехали на юг. Несколько лет прослуживший на приходах Владикавказкой и Ставропольской епархии, иерей Михаил Лисицын в 1912 году был направлен в ст.Усть-Лабинскую настоятелем церкви Святителя Николая Чудотворца. С момента окончания семинарии этот человек преподавал Закон Божий в приходских школах. Потому и здесь он стал трудиться преподавателем Закона Божьего в церковно-приходской школе рядом со Свято-Никольским храмом и педагогом и в 1-м Высшем министерском станичном училище. Будучи добросовестным и милосердным пастырем, батюшка снискал авторитет и уважение среди станичников и местной казачьей общины. Известно, что в феврале 1917 года, когда в станицу пришли красноармейцы, нашлись люди, которые предупредили отца Михаила о том, что над ним хотят учинить расправу, и предлагали помочь священнику скрыться, но батюшка отказался спасаться бегством. Красноармейцы арестовали его и, требуя отречься от православной веры, три дня издевались над батюшкой – водили по станице с веревкой на шее, избивали и калечили, после чего расстреляли на площади перед храмом.

   — Почему не найдены мощи отца Михаила?

— Потому что даже забрать и предать земле его изуродованное тело родным запретили, из-за чего похоронен он был тайно, сначала на кладбище по ул.Островского, потом перезахоронили на церковном кладбище рядом с храмом. Но, как мы знаем, в дальнейшем храм был уничтожен, а с ним и церковное кладбище. На этом месте в советское время построили кинотеатр «Буревестник» (нынешняя станция юннатов), городской Дом культуры и здание библиотеки, заложили парк и оставшуюся землю отдали под жилые постройки.

В 2000-х годах, когда был начат сбор информации об убиенном священнике, проводились поисковые работы в районе, где могло находиться захоронение. Поиск вел военно-патриотический клуб «Смена» под руководством Сергея Боровика, который имеет опыт нахождения воинов Великой Отечественной войны. Но могилу священника обнаружить не удалось. Вероятно, она находится где-то под зданиями. Периметр участка предполагаемого местонахождения захоронения слишком велик, это почти поиск «иголки в стоге сена», да еще и под постройками муниципальной собственности. Поэтому в итоге ограничились тем, что наш историк-краевед Сергей Савенко, опираясь на показания потомков очевидцев захоронения, с разрешения властей прикрепил на стене станции юннатов мемориальную табличку с информацией о том, что предположительно здесь покоится тело священномученика.  Главное, что мы знаем: мощи отца Михаила находятся в городе.

   — По каким критериям в целом была произведена канонизация?

— По образу жизни этого священника. На протяжении всей своей жизни и даже под страхом смерти, претерпевая мучение, он не отрекся от своей веры, от сана, не бежал, остался при своей пастве, и отдал свою жизнь за Христа.

   — Как начался сбор сведений об отце Михаиле?

— В начале 2000-х годов историки Усть-Лабинска, собирая сведения о духовной жизни станицы, столкнулись с рассказами очевидцев о том, что в 1918 году здесь был убит священник. Начали собирать материал в архиве района, в музее, беседовали со старожилами города, запрашивали данные в епархии. Занимались этим отец Леонид Черных, затем отец Александр Черных, историк-краевед Сергей Савенко и редактор районного радио Татьяна Дмитренко. Помогал образованный в 2000-х годах Отдел по канонизации святых Екатеринодарской епархии во главе с протоиереем Сергием Токарем. Периодически эти материалы доставляли в Москву в Патриаршую комиссию по канонизации святых, но там отвечали, что мало данных. В период с 2011 по 2015 год были обнаружены и направлены в Москву недостающие документы, и в 2017 году канонизация состоялась.

   — Каким образом вся эта история касается нас, жителей Усть-Лабинска?

— Прямым. С древности во многих церквях благоговейно чтили святых, которые просияли в данной местности или населенном пункте. В честь них строили храмы, давали названия городам или поселениям, их именами называли детей. Можно сказать, люди гордились тем, что у них теперь есть СВОЙ молитвенник и заступник перед Господом, — существовало предание, что именно он будет ходатайствовать перед Богом на Страшном Суде за всех жителей этого поселения. Да и в наше время – Москва, например, и другие российские города гордятся своими святителями, много говорится об этих святых – вспомните хотя бы Ксению Петербургскую, о которой знает, наверное, любой русский человек, да и других святых… Есть даже государственные награды в честь святых. Потому что они имели непосредственное отношение к становлению государства. А отец Михаил был не только священником, он еще и радел о воспитании и обучении подрастающего поколения – преподавал в школе, являл образец благочестивой христианской жизни для своих современников. Наш город имеет немало почетных и уважаемых людей, прославившихся в разных направлениях и общественной деятельности. Теперь же мы знаем, что есть святой, просиявший в земле Усть-Лабинской. Жизнь любого общества может стать лучше и качественнее только при наличии аспекта духовности. А вся духовная жизнь нашего района теплится, в частности, и по молитвам отца Михаила, потому что он за это отдал свою жизнь. Он трудился в этой области, просвещал людей и мы – продолжатели его дела, и я надеюсь, что мы делаем его правильно.

Выпуск православного приложения «Свете Тихий» в газете «Сельская новь», 14 марта 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *