Православие и феминизм: Унижает ли женщину христианство

Обсуждая проблемы современного брака в прошлом интервью со священником, мы прояснили, что женщина в православной семье имеет не меньше прав, чем мужчина. В сегодняшнем разговоре хочется окончательно развеять миф о том, что женщину в православии можно считать в чем-либо ущемленной. На наши вопросы отвечает штатный священник храма Преподобного Сергия Радонежского, иерей Арсений Рощин.

   — Где-то с 60-х годов XX  века в цивилизованном мире стало модно бороться за права женщин. Всем известно такое общественно-политическое движение как феминизм, которое борется за равноправие мужчин и женщин. Если изначально оно было направлено на защиту женщин от насилия, право получать образование и трудиться во всех профессиональных сферах наравне с мужским полом, то в дальнейшем постулаты феминизма дошли до абсурда. Современный феминизм зачастую «проповедует» пренебрежительное отношение к мужчинам, утверждая, что они способны лишь на низменные чувства на уровне инстинктов. Такая идеология бьет по институту семьи, поскольку традиционная семья основана на принципах патриархии, где муж – глава, а жена – его помощница. Такой формат семьи, как образ Церкви, заповедал нам Господь. Сторонницы феминизма считают, что главенство мужа в семье дискриминирует права жены, и апостольские высказывания по типу «да убоится мужа» и «да умолчит» (зачастую вырванные из контекста) унижают женщин. Отец Арсений, давайте разберемся, насколько обоснован такой «камень в огород» относительно православия… 

— Обвинения Церкви в жестком патриархате и принижении женщины – не обоснованы. К сожалению, есть стереотип, что христианка находится в роли обиженной-униженной, и ей можно только рожать детей, готовить, стирать, убирать, и главное – слушаться мужа. На самом деле в христианстве к женщине никогда так не относились.

Более того:  по сути, предпосылки к появлению феминизма возникли в христианской Церкви. Вспомним эпизод из Евангелия от Иоанна (Ин 8:7), где Христос впервые(!) защитил падшую женщину, которую хотели побить камнями за прелюбодеяние. Мужчинам за такой же грех никакого наказания не полагалось по иудейскому закону, а женщину за это забить до смерти – считалось нормой. А Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И все ушли, потому что понимали – сами далеко не ангелы.

Христос постоянно говорит, что муж и жена – одно целое, их обоих сотворил Господь. И это нестандартно для древних времен, потому что дохристианское отношение к женщинам во всех религиозных культах было одинаковое – женщину считали недочеловеком, как бы неодушевленным придатком, сначала – к отцу, потом – к мужу. Женщина котировалась, как нечто вроде вещи, которую можно конвертировать, как угодно: продавать, покупать, выдавать замуж, заставлять плодить столько потомства, сколько сможет родить. И прав у нее тогда реально никаких не было.  Так было принято по всему миру в языческой среде, и в иудейской. В любой древней цивилизации мужчина – воин и добытчик, мир строили мужчины, мужскими руками осуществлялся прогресс. А женщины по физической немощности и психологическим особенностям не могли выполнять такие «боевые» и созидательные функции, потому и отношение к ним строилось по гендерному признаку. Исторически так сложилось, и переломить такое отношение к женщине было уже крайне сложно.

  — Как роль женщины изменилась с приходом христианства?

— Христос поднял уровень женщины на небывалую высоту. В число Своих учеников Он стал принимать не только мужчин. Вспомните Марию Магдалину, Саломию, а в первую очередь – Саму Богородицу. Впервые на этой планете было реализовано такое уважительное отношение к женщинам, впервые озвучивается, что ценность женщины равна ценности мужчины, потому что все – чада Божьи. Вспомним Послание апостола Павла к Галатам (5:18), где он говорит: «Нет ни мужеского пола, ни женского – все Христос».

  — Но в браке все же главенствует мужчина.

— В православном браке жена должна быть подчинена мужу ровно настолько, насколько муж подчинен Христу, причем, это подчинение не рабское, а добровольное. Если же это брак людей далеких от христианства, я не знаю, по каким принципам у них там может устанавливаться главенство в семье.

  — Но в самой Церкви женщинам, например, не положено заниматься священнической деятельностью.

— В любом языческом культе, женщин могли использовать только как объект вожделения на каких-то оргиях. В иудаизме женщины вообще не участвовали в храмовом богослужении, у мусульман так же. А в христианстве женщины всегда выполняли важные функции служения Богу. Да, они не были служительницами слова в общине, это было отдано мужчинам, приемникам апостолов и епископов. Но женщина в Церкви всегда могла нести обязанности, ничуть не постыднее, чем служение пресвитера или епископа. Женщины долгое время были диакониссами, имели право разносить Святые Дары по домам, готовили женщин к крещению, помогали им во время крещения. Вне общины – имели полное право проповедовать Христа. Равноапостольная Нина, Мария Магдалина, равноапостольные княгиня Ольга и царица Елена – женщины, которые много сделали в деле проповеди христианской веры.

Со временем, когда христианство вышло на государственный уровень, начиная с IV века, в мире стало меняться и право для женщин в целом. Она стала не просто «приложением» к мужчине, а женой. Прелюбодеяние теперь считалось не только тогда, когда женщина с кем-то согрешила, но – и мужчина. Постепенно в течение всей истории христианской цивилизации женщина выравнивалась в правах. И процесс этот идет до сих пор именно с подачи христианства.

  — Как же так вышло, что современные феминистические взгляды чужды христианству?

— Когда в 60-х годах ХХ века феминизм шагнул дальше, женщины стали требовать уравнения в правах во всех сферах жизни, стало естественно, что женщины освоили исконно мужские профессии. Этого не феминистки добились, просто так исторически сложилось – после нескольких войн была нехватка мужского населения. Так вот – те позиции, которые они отстаивают в настоящее время, Церковь никогда не станет поддерживать.

  — Какие это позиции?

— Феминистки активно защищают право женщины на аборт, поскольку считают, что женщина вправе распоряжаться своим телом, как ей хочется. Церковь же говорит: зародившаяся в женской утробе жизнь – это не часть тела женщины, а отдельный человек. Жизнь ему дал Господь. Женщина Господь дает право помочь этому человеку появиться на свет и адаптироваться к окружающему миру. Решать, оставить этого человека в живых или нет, она права не имеет. Следовательно, аборт – это преступление.

Сюда же можно отнести идеологию «чайлдфри» — убежденность, что не надо обременять себя рождением детей. Христиане считают, что дети в браке – это не обязательно, но хорошо.

Феминизм выступает против института семьи: женщине не нужен брак, лучше «свободные» отношения с мужчинами. А мы считаем: если человек не выбирает девство, целомудрие, то есть добровольное воздержание от интимной жизни, то ему нужно жить в браке с одним человеком, а не в грехе блуда. Либо семья, либо безбрачие и отсутствие сексуальных отношений. А они считают, что можно вести половую жизнь с кем захочется, причем независимо от пола человека. Отсюда еще один неприемлемый момент: часто феминизм стоит на позиции прав защиты сексуальных меньшинств, сообществ ЛГБТ, что мы как христиане не приемлем, ориентируясь на Святое Писание.

  — А что по поводу «Домостроя» и насилия в семье?

— «Домострой», по которому, если жена провинилась, то муж якобы вправе ее физически наказывать, – не христианская книжка. Его приписывают к нам, потому что книга была создана на Руси в период христианства. Церковь никогда не опиралась на него, в концепции РПЦ сказано, что ни одно живое существо не должно подвергаться насилию.

В остальном Церковь абсолютно спокойно смотрит на равноправие женщин в социальной сфере, в профессиях, в выборе одежды, и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *