Православие глазами педагога: почему необходима вера в Бога

Сегодня мы беседуем с учителем высшей категории, преподавателем русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 города Усть-Лабинска, Светланой Кураевой, которая делится своим мнением о том, как воспитать подрастающее поколение сознательными, ответственными и неравнодушными людьми.

— Я – человек православный! — говорит Светлана Викторовна, – Я потомственная кубанская казачка. В нашей семье от веры не отказывались никогда, не смотря на царящий в советские времена атеизм, моя бабушка жила в Боге, и мои родители тайно, но с верой жили всегда. Бабушка на церковные праздники ходила пешком в станицу Воронежскую, в Рождество-Богородицкую церковь. Она видела своими глазами, как громили и разоряли Свято-Троицкую церковь в станице Усть-Лабинской – тот храм, на месте которого построили Дом культуры. В молодости я сама тайно ходила в храм, тайно крестила своих детей, хоть и муж был военный, да и я рисковала при огласке этого крещения «вылететь» из университета – училась в КубГУ. И детей своих я воспитала так же, как воспитали меня: православные традиции – это святое.

Когда в школах начали вводить основы православной культуры, я без раздумий вызвалась преподавать  этот предмет, потому что уверена – детям необходимо соприкасаться с религией хотя бы таким образом. Хотя лично я считаю, что введение в школьную программу ОПК в итоге практически «провалилось». У педагогов, которые взялись за это дело, не было требующейся базы знаний. Нулевой уровень духовной грамотности. А научить можно только тому, что знаешь сам. Была волна популярности этого нового предмета и ажиотаж вокруг него. Мы ездили на слеты православной молодежи, в паломнические поездки, в монастыри. Детям это было интересно – новое, неизведанное, непохожее на то, к чему они привыкли в повседневности.

Я изначально считала, что мало прочитать в книге про устройство храма – я вела детей в храм, просила батюшку все рассказать, знакомилась с этим сама вместе с детьми.

  — Что дает детям знакомство с православием?

— В первую очередь православие нацелено на то, чтобы сделать человека милосердным, сострадательным, трудолюбивым, а главное – строящим свою жизнь на основе крепкого духовного стержня, который дает именно вера в Бога. Сильного духом человека не сломят никакие трудности, он идет по жизни не один – с ним Господь. Представьте, какими становились бы наши дети, если бы в каждой семье их воспитывали вот так. А сейчас многие растут в богооставленности. Страшно, когда из человека вырастает «Ванька, не помнящий родства», никого не уважающий, с головой, заполненной всевозможным информационным мусором, которого сейчас в избытке в интернете и СМИ.

  — Но разве не родители должны дать своему чаду этот духовный стержень?

— Многие родители не могут это дать просто потому, что им самим это не дали их родители. Кто-то должен говорить это ребенку. Недавно на уроке мы говорили с детьми о любви к ближнему, о добре. Сколько радости я увидела в их глазах, сколько эмоций светлых. Я давала просто понятие добра и зла. Человек совершает добрые поступки, но может совершать и злые. Может оскорбить, а может и убить, а может развязать войну, и так далее. Это все – человек, в нем живет и добро, и зло. И каким путем  пойдешь ты? Добро или зло выберешь? А Иисус Христос – это тот человек (вернее, Богочеловек), который никогда за всю свою жизнь на земле не совершил ни одного злого поступка. Поэтому, если нам и стремиться подражать, то – только Христу. Вот что я хочу донести детям.

  — Интересно ли это школьникам?

— Поверьте, да! Знаю по своим детям, для которых я классный руководитель. Как они слушают пришедшего на урок священника! Искусственно изображать внимание они не станут, интерес неподдельный. Подростки, 9 класс. Батюшку  встречают очень доброжелательно. И прислушиваются к тому, что сказал именно он, хотя я могла сказать ранее нечто похожее, но они серьезно не восприняли. Значит, они чувствуют и признают авторитет священнослужителя, и это уже прекрасно. Та работа по взаимодействию со школами, которую много лет ведет наш благочинный, отец Александр Черных, просто неоценима. Батюшка сам и его приемники – молодые священники – регулярно посещают школы, говорят с детьми, помогают понять, что такое религия.

  — Вы считаете, что священник нужен в процессе школьного обучения?

— Еще как нужен! Сейчас есть тенденция такая – некоторые считают, что в приходе к Богу им «посредники» не нужны. А это не посредники. Это наши проводники. Если вам предстоит, например, в горах идти по незнакомому маршруту, полному трудностей и опасностей, вы ведь постараетесь найти опытного проводника и следовать за ним. Так и на пути к Богу, к вере, к духовности. Каждый человек приходит к этому сам, но священник, как проводник, помогает пройти этот путь.

Учитель ОПК по сути тоже должен вести ребенка ко Христу. Но вначале – священник должен вести ко Христу учителя, и только потом тот может вести за собой детей. Поскольку знания православия у педагогов не было, вся раскрутка ОПК потерпела фиаско; сегодня уже не во всех школах этот предмет остался. А задуман он был, чтобы показать многогранность православной веры и вызвать к ней интерес. Я никогда не ставила целью любым путем «затащить» детей в церковь, моя задача – не навязывать, а показать детям, что такое вера, заинтересовать.

Верно сказано: мало построить храмы, надо еще, чтобы человек пришел в храм, чтобы люди зажили духовной жизнью. А начинать надо с ребенка. Чем человек старше, тем ему труднее прийти к Богу. Взрослый вообще идет в храм только тогда, когда попал в какое-то безвыходное положение, и никто, кроме Бога, ему не поможет. Потому что крещеный, а как жить с Богом – навыка нет.

  — Разве уроки ОПК несут цель дать такие навыки?

— Нет, и это минус. В школе надо бы учить Закону Божьему, а не основам православной культуры. Лично мое мнение: неправильно и то, что в нашей российской школе мы преподаем сейчас историю религий. Это как, например, учить не русскому языку, а истории всех языков. Я считаю это антипедагогическим решением. У нас – в исконно православной стране с многовековой православной культурой, которая дала основной крепкий фундамент для развития государства во всех сферах – мы почему-то не можем в школе ввести изучение православной веры, но обязаны дать детям представление обо всех существующих религиях. «Не вздумайте научить детей молитве, не надо учить, как перекреститься» и  т.д. Какой тогда смысл в этом предмете? Я считаю, что нужно преподавать в школах закон Божий, и священники должны почаще говорить с детьми. И детской преступности тогда меньше будет, и шокирующих историй детской жестокости и тому подобного.

  — Почему надо учить вере и духовности в школе, если это не востребовано ни в семье, ни в обществе?

— Есть такое состояние, которое называется замерзанием. Когда человека на морозе полностью оставляют силы. Организм уже потерял столько тепла, что замедляются все процессы, человек перестает двигаться. Человеку начинает казаться, что ему тепло и хорошо. И он ложится на снег. И это означает смерть. Если он поймет, что замерзает, и заставит себя идти, он еще может спастись. Вот так и мы сегодня. Нам очень «хорошо». Мы не видим проблемы в том, что у наших детей еще в школьном возрасте обретает популярность алкоголь. Не видим ничего страшного в том, что они ненавидят все русское, преклоняются перед какими-то иностранными эстрадными кумирами, которые зачастую уже потеряли человеческий облик. Нам проще многое «не видеть» и считать, что «само пройдет». Это и есть замерзание. Только духовное. Когда, видя моральную гибель своих детей, мы трагизма не осознаем. Нам надо понять, что мы погибаем, и постараться выжить. Дать духовное развитие с детского сада каждому ребенку. Вот это стало бы фундаментом преодоления нашего духовного кризиса. У нас ведь института семьи уже практически нет как такового, он разрушен. Не программы духовно-нравственного воспитания нужны, а человеку нужна духовная жизнь. Мы должны понять, что нельзя жить только физиологическими потребностями, что без духовной составляющей мы разрушаемся. И дать нашим детям шанс на другую жизнь – более полноценную.

Беседу провела Юлия Волгина

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *